Бизнес
На просторах экономики и финансов

1. Становление и ранний период развития рыночной системы в Европе проходили параллельно с генезисом предпринимательской деятельности и предпринимательского мышления, без которых невозможно само существование этой системы. Примерно к XIV веку формирующееся представление о предприятии приводит к появлению этого понятия (entrepris) и явление начинает наполняться конкретным содержанием, что в дальнейшем дополняется, а затем и поглощается таким понятием и явлением, как бизнес (business), т.е. дело, приносящее доход. Вся изменившаяся окружающая среда, представленная экономической, социальной, правовой, духовной сферами, свидетельствовала о совершенно новом качественном этапе развития Западной Европы и стимулировала предпринимательство и предпринимательское мышление. Однако наследие «старого порядка», рудименты хозяйства центрально-управляемого типа и системы внеэкономического принуждения еще сохранялись в Западной Европе. Еще велика была зависимость хозяйственных субъектов и в целом национальной экономики от государства. Сохранялась клановая, закрытая, монополизированная крупными купцами в союзе с государством заморская торговля, приносящая баснословные прибыли. Поэтому ранний этап развития «капитализма» характеризовался тем, что это был «регламентируемый капитализм»: велики были управляющая роль государства, зависимость большинства крупных предприятий от государственного финансирования, зависимость рынка от крупных королевских мануфактур (особенно во Франции) и от регламентирующих функций цехов, которые выросли из гильдий. Одновременно это был «капитализм» финансовый и торговый, еще не окрепли другие отряды буржуазии: сельскохозяйственной, производственной. Тем не менее существенно изменилась среда, которая способствовала ускорению микроэкономического развития, все большему усилению предприятия и зарождению первых тенденций в менеджменте. Экономика крепнет по мере включения в экономический кругооборот все большего числа хозяйственных субъектов, которые начинают требовать равных прав в хозяйственной деятельности. Так зарождается экономический либерализм.

Читать дальше »

Падение производства в России за годы реформ по своим масш­табам и длительности значительно превысило все известные в ис­тории кризисы мирного времени, включая Великую депрессию 1929 – 1933 гг. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в   4-5 раз, госзаказы оборонной промышлен­ности – в 3 – 4, капиталовложения в экономику из всех источников – в 4 – 5, расходы на научные исследования и конструкторские разработки – в 10, а по отдельным направлениям – в      15 – 20 раз. [12]

Читать дальше »

1. Основным социальным слоем, распространявшим «капитализм» и предпринимательский дух, была и является буржуазия. Однако на этом пути было множество препятствий, которые устранялись при помощи ее политической борьбы за власть. Решив этот вопрос, буржуазия столкнулась с необходимостью эффективного решения другой проблемы: достижения социально-политической стабильности и интеграции в буржуазное общество наиболее взрывоопасных социально обездоленных слоев. Появление пролетариата, формирование рабочего движения и развитие социалистической мысли и научного коммунизма делают эту проблему наиболее актуальной. Первые классовые экономические и политические выступления пролетариата проходят во Франции (восстания лионских ткачей) и Англии (чартистское движение). Стремясь отстоять свои экономические интересы, пролетариат видит, что это возможно лишь путем ведения активной политической борьбы. В силу своей сплоченности и действительной обездоленности, которая была характерна для пролетариата XIX века («пролетариату нечего терять кроме своих цепей»), фабрично-заводской рабочий класс становится основной угрозой социальной стабильности и врагом буржуазии. Ситуация обострялась также тем, что не все отряды самой буржуазии стояли у политической власти и, таким образом, буржуазия в целом еще не бесповоротно контролировала верховную власть. Решить эти вопросы были призваны «буржуазные революции позднего периода», когда в них наряду с буржуазией против пережитков «старого порядка» выступал пролетариат, уже стремившийся осознать и отстоять свои собственные интересы. Понимание и желание буржуазии необходимости достигнуть компромисса, решить проблему социально-политической стабильности было давнее. Понятно было, что принципиальное ее решение было связано с удовлетворением материальных, экономических интересов абсолютного большинства общества. Но это было лишь временным решением вопроса, решением на уровне «подачки». Кардинальное же решение состояло в выработке механизма интеграции этих слоев в буржуазное общество, т.е. надо было сделать их собственниками, такими же буржуа-«капиталистами». По мере того, как в различных странах появляются экономические возможности для решения этой проблемы (по мере нарастания «социального пирога» в связи с успехами национального хозяйственного развития), буржуазные правительства приступают к его решению.

Читать дальше »

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а так же части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства, и направляемого в торговлю через механизм цен, на товары, тарифов, надбавок. Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующий результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженного в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, использования основных фондов, рабочей силы, собственного и заемного капитала.

Читать дальше »

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Читать дальше »

Мониторинг проводился  на основании литературы тырым-пырым… в тече­ние двух последних лет; рассмотре­ны и проанализированы такие фак­торы, как конкурентоспособность продукции на внутреннем и внеш­нем рынках и действия предприя­тия по повышению ее конкуренто­способности, барьеры входа на ры­нок, каналы сбыта продукции и вза­имодействие с поставщиками сырья, направления использования финан­совых средств и организационное развитие предприятия.

Читать дальше »