Архив за Январь, 2009
В России неплатежами считаются все платежные поручения, не оплаченные после доставки товаров или оказания услуг по наступлении срока платежа. В западных странах поставщики дают, согласно законодательству, своим потребителям от 30 до 90 дней для того, чтобы оплатить счета, только по истечении этого срока задолженность считается просроченной. Это отражает нормальные отношения доверия и взаимопонимания предприятий-участников в рыночной системе.
Товарообменные сделки и взаимозачеты, как способ ухода от налогообложения, в свою очередь привлекли внимание Правительства как возможный путь погашения неплатежей в бюджет. Схема здесь такая – задолженность по налогам гасится в счет поставок продукции предприятий, перед которыми имеет долги сам бюджет. Одновременно в силу разных причин практикуется освобождение и отсрочки по уплате налогов отдельных отраслей, регионов и конкретных плательщиков.
Усиление инвестиционных стимулов является одним из основных акцентов реформы налога на прибыль. Это абсолютно новая амортизационная политика, предполагающая увеличение амортизационных отчислении в 1,5-2 раза и предоставление налогоплательщику права применять понижающие коэффициенты, если это требуется. Это возможность переноса убытков на будущее. Это сохранение на продолжительный срок [на 5 лет с постепенной отменой в течение последующих 3 лет] инвестиционной льготы, которая позволяет налогоплательщику одни и те же капитальные затраты выводить из-под налогообложения дважды: вначале в составе льгот уменьшать налоговую прибыль, потом, когда это оборудование амортизируется, эти затраты списываются второй раз. По-моему, это вполне сбалансированный механизм поощрения инвестиций, который должен заработать. Вопрос об инвёстиционной льготе был одним из самых в ходе полемики о новых правилах взимания налога на прибыль. Фискальные министерства выступали за ее немедленную и полную отмену, нефтегазовые компании и их сторонники добивались сохранения льготы, стимулирующей инвестиционную активность. В итоге пришли к следующему: в течение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
С 1 января 1992 г. вместо действовавшего в России официального твердого курса, который составлял 1,7 рублей за доллар США, были введены рыночный курс Центрального банка Российской Федерации, основанный на котировках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) , и коммерческий курс, применявшийся для закупки 40% процентов обязательных продаж валютной выручки предприятиями-экспортерами. Рыночный валютный курс, согласно введенным сначала года правилам валютного регулирования, стал основным валютным курсом, обслуживающим экспорт и импорт.
Но, тогда еще, Советское правительство поступило совершенно иначе, полностью отказавшись от валютной монополии. 1 марта 1991 года был принят Закон “О валютном регулировании”, который изменил основные принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах, а также права и обязанности в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Этот закон послужил основой нового кодекса “правил игры” в валютной сфере. С этого момента валютные отношения в нашей стране частично были отданы во власть рыночной экономики. Чрезвычайно существенно, что в Законе был сделан первый шаг, совершенно необходимый для преодоления замкнутости рубля и для подготовки его вывода на международную арену. В перечень валютных операций официально включались операции, связанные с использованием валюты СССР в качестве средства платежа при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а Госбанку СССР давалось поручение установить конкретный порядок расчетов в рублях при проведении валютных операций. На уровне Закона декларировалось намерение смягчить дискриминационный режим в отношении использования рублей иностранцами. ”Валюта СССР,- говорилось в статье 2 Закона, – может быть объектом собственности нерезидентов, если ее источником являются средства в иностранной валюте, ввезенные или переведенные в СССР из-за границы и полученные внутри СССР на законном основании.” К сожалению кроме этого положения в плане ”интернационализации” рубля больше ничего не предпринималось. Принципиальная возможность использования советской валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым операциям откладывалась на “потом”. А в установлениях Госбанка все расчеты по внешнеэкономическим сделкам между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами предписывалось осуществлять в свободно конвертируемой валюте. На практике это означало тотальную “долларизацию” внешнеэкономического оборота страны. Фактически был сделан шаг назад по сравнению с существовавшей практикой, когда значительная часть расчетов совершалась не в конвертируемых валютах, а, например, в переводных рублях. Эти нововведения имели самые катастрофические последствия для торговых отношений с нашими главными партнерами – странами Восточной Европы.
Та часть капитала, которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость, которая, в свою очередь, может изменяться, быть больше или меньше. Из постоянной величины эта часть капитала непрерывно превращается в переменную (переменный капитал). Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяет величины своей стоимости (постоянная часть капитала).