Усиление инвестиционных стимулов является одним из основных акцентов реформы налога на прибыль. Это абсолютно новая амортизационная политика, предполагающая увеличение амортизационных отчислении в 1,5-2 раза и предоставление налогоплательщику права применять понижающие коэффициенты, если это требуется. Это возможность переноса убытков на будущее. Это сохранение на продолжительный срок [на 5 лет с постепенной отменой в течение последующих 3 лет] инвестиционной льготы, которая позволяет налогоплательщику одни и те же капитальные затраты выводить из-под налогообложения дважды: вначале в составе льгот уменьшать налоговую прибыль, потом, когда это оборудование амортизируется, эти затраты списываются второй раз. По-моему, это вполне сбалансированный механизм поощрения инвестиций, который должен заработать. Вопрос об инвёстиционной льготе был одним из самых в ходе полемики о новых правилах взимания налога на прибыль. Фискальные министерства выступали за ее немедленную и полную отмену, нефтегазовые компании и их сторонники добивались сохранения льготы, стимулирующей инвестиционную активность. В итоге пришли к следующему: в течение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
Еще одно принципиально важное нововведение, улучшающее экономический климат, — возможность переноса убытков на последующие годы. По новым правилам предприятие сможет «распылить» эти убытки на 10 лет, с тем чтобы гасить их постепенно, по мере получения прибыли. Такой порядок много гуманнее и разумнее предшествующего, при котором предприятие, закончившее год с убытками, сразу же попадало в «черный список» финансовых структур и практически не имеет возможности получить кредиты, особенно необходимые в период экотечение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
Еще одно принципиально важное нововведение, улучшающее экономический климат, — возможность переноса убытков на последующие годы. По новым правилам предприятие сможет «распылить» эти убытки на 10 лет, с тем чтобы гасить их постепенно, по мере получения прибыли. Такой порядок много гуманнее и разумнее предшествующего, при котором предприятие, закончившее год с убытками, сразу же попадало в «черный список» финансовых структур и практически не имеет возможности получить кредиты, особенно необходимые в период экономических осложнений. Новая норма чрезвычайно актуальна для нефтегазовых компаний, финансовое благополучие которых в значительной степени зависит от переменчивой конъюнктуры мирового рынка.
Помимо перечисленных инвестиционных стимулов законопроект предусматривает, что от налогообложения освобождается финансовая помощь от учредителя, имеющего не менее чем 50%-ную долю в уставном капитале дотируемого предприятия. Такое нововведение может стать хорошим подспорьем для работающих в России нефтяных СП, которые теперь могут рассчитывать на финансовую помощь иностранных учредителей. Очевидно, что при существующих ныне порядках, когда любая финансовая помощь считается налогооблагаемым доходом, ни о каких «переводах» от заботливых «родителей» не могло идти и речи.