Бизнес
На просторах экономики и финансов

Мониторинг проводился  на основании литературы тырым-пырым… в тече­ние двух последних лет; рассмотре­ны и проанализированы такие фак­торы, как конкурентоспособность продукции на внутреннем и внеш­нем рынках и действия предприя­тия по повышению ее конкуренто­способности, барьеры входа на ры­нок, каналы сбыта продукции и вза­имодействие с поставщиками сырья, направления использования финан­совых средств и организационное развитие предприятия.

По результатам обследования можно сделать некоторые обобще­ния, характеризующие модели эко­номического поведения субъектов на различных видах рынков. Несмот­ря на некоторую спорность выдви­гаемой классификации (поскольку основным признаком становится первичное звено хозяйствования — предприятие), следовало бы, тем не менее, ее привести в качестве одной из приемлемых для уяснения пози­ций предприятия и, главным обра­зом, выбора мер защиты отечествен­ных товаропроизводителей.

Избранная российскими товаро­производителями модель экономи­ческого поведения позволяет ранжи­ровать предприятия в зависимости от степени развития конкуренции на товарных рынках на две группы:

·        к первой группе отнесены предприятия, функционирующие на концентрированных и монополизи­рованных рынках товаров и услуг;

·        во вторую группу включены предприятия, работающие на кон­курентных рынках.

Основные черты экономического поведения предприятий первой груп­пы — отсутствие поиска путей рас­ширения производства, снижения себестоимости продукции, повыше­ния качества оказываемых услуг, инертность в выработке и проведе­нии маркетинговых стратегий. Но при этом нельзя не отметить появив­шиеся «ростки» конкуренции, к при­меру, за счет привлечения коммер­ческих организаций на конкурсной основе в отдельных сегментах рын­ков жилищно-коммунального хозяй­ства и почтовых услуг. Появление конкурентов в ближайшем будущем может привести к альтернативным вариантам развития:

1)                               либо к оже­сточенному противодействию со сто­роны субъектов монопольных рын­ков, которое вызовет необходимость пресечения фактов монополистичес­кой деятельности;

2)                               либо к посте­пенному формированию рыночного мышления у руководства этих пред­приятий, что потребует оказания го­сударственной поддержки.

В свою очередь в деятельности функционирующих на конкурент­ных рынках предприятий наблюда­ются прямо противоположные мо­дели поведения:

·        с одной стороны, это субъекты хозяйствования, которые в услови­ях жесткой конкуренции не нашли своей ниши на рынке, вследствие чего ими выдвигаются требования мер государственной поддержки, т.е. целевых инвестиций, налоговых льгот, таможенного протекциониз­ма. Отсюда — необходимость в проведении регулярных комплекс­ных межведомственных обследова­ний с целью выбора приоритетов при осуществлении государственной поддержки предприятий;

·        с другой стороны, нашедшие свой сегмент рынка и успешно работаю­щие предприятия, хотя и проигры­вающие иностранным компаниями в рекламной политике и качестве упаковки. Для них характерны про­думанная ассортиментная политика, интеграция с поставщиками сырья и комплектующих, технологическая перестройка производства, отлаженные схемы сбыта продукции и по­иск новых каналов сбыта, разработ­ка инвестиционной программы (дол­госрочные финансовые вложения — доли и акции в дочерних предприя­тиях, фирменных магазинах, ком­мерческих банках), работа с недви­жимостью. С точки зрения разви­тия конкурентной среды по отноше­нию к таким субъектам рынка были бы целесообразны: разработка диф­ференцированного подхода к оцен­ке деятельности вертикально интег­рированных структур; содействие развитию тароупаковочной индуст­рии и созданию равных экономичес­ких возможностей для рекламы рос­сийских и зарубежных производи­телей (а в отдельных случаях и пре­имущественного доступа отечествен­ным производителям).

Таким образом, результаты оценки конкурентности товарных рын­ков, проведенной мною в данной работе с применением разработан­ных методических инструментов, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, отличительной особенностью российской экономики явля­ется региональная замкнутость многих рынков. Данное явление в свою оче­редь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высоки­ми тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных адми­нистраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) про­дукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры в конечном счете способствуют воспроизводству базы монополиз­ма и потому являются одной из важнейших сфер контроля антимонополь­ных органов.

Во-вторых, помимо традиционных, определяющих структуру рынка фак­торов, на состояние конкурентной среды влияют особенности российс­кой переходной экономики, например особые формы контрактов, обус­ловленные решением проблем неплатежей, взаимозачетов и бартерных сделок; специфические формы взаимоотношений поставщиков и произ­водителей на основе давальческих схем и пр. Эти нетрадиционные фак­торы могут значительно влиять на состояние конкуренции на товарных рын­ках и должны являться предметом обязательного изучения наряду со стан­дартными методами структурного анализа. Одновременно остается акту­альной и задача совершенствования методических подходов к отслежи­ванию концентрации как на макроуровне, так и в разрезе региональных экономик.

Похожие статьи: