Рубрика ‘Кризис’
Товарообменные сделки и взаимозачеты, как способ ухода от налогообложения, в свою очередь привлекли внимание Правительства как возможный путь погашения неплатежей в бюджет. Схема здесь такая – задолженность по налогам гасится в счет поставок продукции предприятий, перед которыми имеет долги сам бюджет. Одновременно в силу разных причин практикуется освобождение и отсрочки по уплате налогов отдельных отраслей, регионов и конкретных плательщиков.
Усиление инвестиционных стимулов является одним из основных акцентов реформы налога на прибыль. Это абсолютно новая амортизационная политика, предполагающая увеличение амортизационных отчислении в 1,5-2 раза и предоставление налогоплательщику права применять понижающие коэффициенты, если это требуется. Это возможность переноса убытков на будущее. Это сохранение на продолжительный срок [на 5 лет с постепенной отменой в течение последующих 3 лет] инвестиционной льготы, которая позволяет налогоплательщику одни и те же капитальные затраты выводить из-под налогообложения дважды: вначале в составе льгот уменьшать налоговую прибыль, потом, когда это оборудование амортизируется, эти затраты списываются второй раз. По-моему, это вполне сбалансированный механизм поощрения инвестиций, который должен заработать. Вопрос об инвёстиционной льготе был одним из самых в ходе полемики о новых правилах взимания налога на прибыль. Фискальные министерства выступали за ее немедленную и полную отмену, нефтегазовые компании и их сторонники добивались сохранения льготы, стимулирующей инвестиционную активность. В итоге пришли к следующему: в течение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
Но, тогда еще, Советское правительство поступило совершенно иначе, полностью отказавшись от валютной монополии. 1 марта 1991 года был принят Закон “О валютном регулировании”, который изменил основные принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах, а также права и обязанности в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Этот закон послужил основой нового кодекса “правил игры” в валютной сфере. С этого момента валютные отношения в нашей стране частично были отданы во власть рыночной экономики. Чрезвычайно существенно, что в Законе был сделан первый шаг, совершенно необходимый для преодоления замкнутости рубля и для подготовки его вывода на международную арену. В перечень валютных операций официально включались операции, связанные с использованием валюты СССР в качестве средства платежа при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а Госбанку СССР давалось поручение установить конкретный порядок расчетов в рублях при проведении валютных операций. На уровне Закона декларировалось намерение смягчить дискриминационный режим в отношении использования рублей иностранцами. ”Валюта СССР,- говорилось в статье 2 Закона, – может быть объектом собственности нерезидентов, если ее источником являются средства в иностранной валюте, ввезенные или переведенные в СССР из-за границы и полученные внутри СССР на законном основании.” К сожалению кроме этого положения в плане ”интернационализации” рубля больше ничего не предпринималось. Принципиальная возможность использования советской валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым операциям откладывалась на “потом”. А в установлениях Госбанка все расчеты по внешнеэкономическим сделкам между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами предписывалось осуществлять в свободно конвертируемой валюте. На практике это означало тотальную “долларизацию” внешнеэкономического оборота страны. Фактически был сделан шаг назад по сравнению с существовавшей практикой, когда значительная часть расчетов совершалась не в конвертируемых валютах, а, например, в переводных рублях. Эти нововведения имели самые катастрофические последствия для торговых отношений с нашими главными партнерами – странами Восточной Европы.
Монетаристские взгляды получили широкое распространение в конце 1970-х гг. В США многие думали, что кейнсианская стабилизационная политика потерпела крах, неудержав инфляцию. Когда в 1979 году темпы инфляции стали выражаться двузначными цифрами, многие экономисты и политики пришли к мысли о том, что единственную надежду на подавление инфляции следует связывать с кредитно-денежной политикой.
В каждой стране, будь то страна с переходной экономикой, или страна с развитой рыночной экономикой, существуют свои причины кризиса неплатежей. В России же, с ее специфическими особенностями не только экономики, но и политики, а также географическими особенностями. Неплатежи вызывают различные проблемы. Однако среди них можно выделить наиболее важные: искусственная нехватка денег в стране, несовершенство налоговой политики, преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, неконкурентоспособность отечественной продукции, монополистическое ценообразование, «прокрутка» денег.
За общими причинами, способствовавшими увеличению дефицита средств Фонда занятости, кроется кризис самой системы формирования его средств, которая уже к середине 90-х годов перестала отвечать потребностям и реалиям складывающейся экономической ситуации. В развитии этой системы (ее основы были заложены в 1991 г. с принятием закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон о занятости) и официального признания безработицы в России) можно выделить три этапа.