Бизнес
На просторах экономики и финансов

Вопросы правового регулирования авторских и смежных прав на­шли отражение в Конституции Российской Федерации, Гражданском Ко­дексе. Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.. а также в других правовых актах, в том числе касающихся отдельных видов информационных продуктов и услуг. Следует отметить, что российский закон об авторском праве подготавливался с учетом европейского модельного закона в данной области.

Особенности баз данных как объектов авторских прав в сочетании с их ведущей ролью в составе информационных ресурсов современного об­щества привели к тому, что вопросы авторских прав в связи с базами дан­ных уточняются и развиваются Законом Российской Федерации "О право­вой охране программ для электронных вычислительных машин и баз дан­ных" от 9
сентября 1992 г.

По российскому законодательству на базы данных авторское право распространяется в полном объеме. При этом не имеет значения, считается ли база данных выпущенной или не вылущенной в свет и каково их каче­ство. Правовая охрана распространяется и на базы, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных.

Права всех, кроме автора, участников процесса создания (генера­ции) базы данных, выполняющих технологические и вспомогательные функции, права пользователей и покупателей базы данных и информаци­онных продуктов и услуг, подготовленных на ее основе, определяются на основе договорных отношений. В свою очередь, договорное право регули­руется Гражданским Кодексом. После принятия закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных была организована добровольная регист­рация баз и договоров на их передачу в Российском агентстве по правовой охране программ и баз данных (РосАПО).

Казалось бы, проблема установления прав собственника базы дан­ных могла считаться решенной, однако, на практике возник ряд важных обстоятельств. Суды и правоохранительные органы оказались в большин­стве случаев неготовыми к разбору достаточно сложных споров о правах собственности на базы данных и другие информационные продукты и ус­луги. В стране до сих пор практически отсутствуют государственные и об­щественные структуры, готовые осуществлять наблюдение и действенный контроль за соблюдением договоров по использованию баз данных.

В сочетании с низкой доходностью российского информационного рынка это не стимулирует авторов и создателей баз данных фиксировать свои права через РосАПО. Следует отметить, что факт вступления в реги­страционные отношения с этим центром не связан с распространением режима правовой защиты на базы данных, так как это противоречило бы Федеральному Закону от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах".

Законодательство в области авторских прав будет развиваться в тех же направлениях, что и в других странах, как в связи с присоединением России к новым международным соглашениям в этой области, так и благо­даря развитию общественных отношений, регулируемых данным законо­дательством. Согласно российскому закону, базы данных пользуются пра­вовой охраной как печатные сборники.

В России при подготовке баз данных часто используются другие ба­зы данных, различные справочники и т. п. При решении вопроса о воз­можности формирования баз данных на основе информационных масси­вов, полученных от других центров-генераторов и информационно-коммуникационных сетей, центры-генераторы имеют в виду следующие обстоятельства:

- в России и СНГ информационная культура и законодательство в области защиты баз данных как интеллектуальной собственности развиты так низко, несмотря на принятое законодательство в данной области, что информационные организации часто распоряжаются чужими базами дан­ных как своими собственными, не заботясь о правах и законных экономи­ческих интересах их генераторов,

- западные центры-генераторы и центры обработки баз данных, как правило, устанавливают в своих договорах ограничения на использование их информационных продуктов, по жесткости далеко превосходящие пре­делы, разрешенные законодательством, а также превышающие обычно принятую практику работы в информационной области. Изучение контрак­тов и договоров, предлагаемых своим пользователям зарубежными цен­трами наводит на мысль, что использование информации из баз данных для подготовки новых информационных продуктов и услуг вообще невоз­можно за исключением выполнения конкретных запросов для конкретных потребителей.

На самом деле как неограниченная эксплуатация чужих информаци­онных ресурсов, созданных в России и СНГ, так и жесткие ограничения, установленные западными центрами-генераторами и центрами обработки баз данных на использование их ресурсов, являются неоправданными. И в том и в другом случае должны полностью соблюдаться авторские права и правила обращения с продукцией интеллектуального труда. Однако значи­тельная часть информационных ресурсов вообще не может рассматривать­ся как объект интеллектуальной собственности, что, кстати, не учитывается недавно принятым российским законом

На Западе в последние 2-3 года в этих вопросах удалось достичь не­которой ясности. В сентябре 1991 г. Федеральный апелляционный суд США установил, что повторное использование справочной информации типа "желтых страниц" (справочной адресной информации по предприятиям и организациям) не является нарушением авторских прав. В решении суда установлено, что "желтые страницы" не могут быть объектом автор­ского права, и защищаться может и должна только форма организации и представления материала, например, предметные и тематические рубрики и их формулировки и расположение. Кроме того, составитель нового спра­вочника имеет право не проводить повторного исследования объектов справочной информации в отношении данных, содержавшихся в прежнем справочнике, так как исследование объектов для получения справочной информации не может рассматриваться как творческая деятельность, дающая в результате продукт интеллектуального труда.

Раисе, в начале 1991 г. аналогичное решение было принято Верхов­ным судом США в отношении справочной информации типа "белых стра­ниц" (справочная информация, изданная и представленная в том виде, как это предложено самими объектами описания), которые вообще не защи­щаются авторским правом.

В России можно ожидать аналогичных решений, так как базы дан­ных, пользующиеся правовой охраной как сборники, законом рассматри­ваются как результат творческого труда по подбору и организации данных, а не в соответствии с концепцией "затраченных усилий", которая как раз и потерпела поражение в США.

Американские эксперты считают, что оба этих решения представ­ляют собой победу в информационных войнах, которые несколько лет на­зад предсказал О. Тоффлер в своей книге "Сдвиг власти: Знания, богат­ство и насилие на рубеже XXI века".
Отдельные специалисты уверены. что в результате данных решений в конечном счете выиграл потребитель, хотя коммерческие информационные службы и попытаются интерпретировать решение узко и всячески его ограничить, так как усилившаяся конку­ренция и разрушившиеся преграды, возведенные монополизмом, сущест­венно обогащают информационный рынок.

Эти специалисты считают, что решения суда неизбежно будут тол­коваться расширительно и. вероятно, затронут любую справочную инфор­мацию, рассматриваемую в виде сырья. На информационном рынке поя­вится возможность профессионально заниматься "рафинированием" (обогащением) информации, добавлением ее стоимости, реорганизацией данных, представлением информации в виде гипертекстовых и проблемно-ориентированных баз данных т.п. Возможно будет введено и закреплено новое понятие "информационное сырье", отражающее результат работы секторов "информационной промышленности", представленного крупными центрами-генераторами, и "оптовой торговли информационными ресурсами", представленного крупными центрами обработки баз данных, а также сектора "обогащения и рафинирования информации", отражающего ре­зультаты работы в сфере "розничной торговли" в информационной дея­тельности.

Российский закон о базах данных не вполне четко регулирует дан­ный круг вопросов. В отношении авторских прав на справочную информа­цию. вне зависимости от ее формы, печатной или машиночитаемой, можно применить подход фирмы "Gale Research Inc.". которая в своем справоч­нике баз данных указывает, что данный справочник является творческой работой, защищаемой всеми применимыми для защиты законами, включая законы о неправомерном использовании, коммерческой тайне, нечестной конкуренции. "Gale" подчеркивает, что авторы и редакторы справочника добавили стоимость к фактическому материалу, представленному в нем, путем собственного и оригинального отбора информации, координации материала, выражения, организации и классификации информации.

Приоритетное значение имеет четкое закрепление в законе (или за­конах) права граждан на свободный и равный доступ к любой информации созданной или накопленной за счет средств государственного бюджета, т е. денег налогоплательщиков. Это относится в равной мере как к инфор­мации правовой (о действующих законах и подзаконных актах), научно-технической (включая информацию о результатах НИР, ОКР и работ по совершенствованию производства, выполненных за счет государственного финансирования или дотаций из госбюджета), так и к информации стати­стической, отражающей реальные процессы социально-экономического и культурного развития. При этом ограничения на доступ к информации мо­гут основываться только на прямых указаниях в законе, но не на подзакон­ных актах.

К числу задач законотворчества, которые должны быть учтены в на­званной выше общей программе, относится также приведение правовой базы информационной деятельности в соответствие:

- реальностям, обусловленным переходом экономики России на ры­ночные основы.

- обязательствам, вытекающим из участия России в международных конвенциях и соглашениях (в частности, об охране интеллектуальной и промышленной собственности).

В процессе создания общей программы должна быть выявлена взаимосвязь между конкретными правовыми актами, как уже действую­щими. так и подлежащими разработке. Так, при подготовке закона, регу­лирующего информационную деятельность в области науки и техники, должны быть всемерно учтены уже действующие законы РФ "О средствах массовой информации". "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Патентный закон РФ". Вопрос же о льготных условиях доступа к соответствующей информации при решении задач в области образования и культуры, здравоохранения, сельского хозяйства может с равным успе­хом найти свое решение как в специальных законодательных актах, так и в законе о Государственной системе научной и технической информации (ГСНТИ) РФ. Аналогичным образом информационная деятельность науч­ных, научно-технических и специальных библиотек может быть регламен­тирована как в законе "О библиотечном деле", так и в законе о ГСНТИ РФ. Решающим критерием, на наш взгляд, является продвинутость в раз­работке того или иного законопроекта. Если в нем не удается четко регла­ментировать "пограничные" проблемы, то во всяком случае его принятие не должно создавать препятствий для нахождения обоснованных решений по этим проблемам в последующих законах. Необходимой предпосылкой для этого является разработка общей программы.

Чем детальнее и тщательнее будет разработана общая программа, тем продуктивнее будет законотворческая деятельность и тем весомее га­рантии от возникновения коллизий законодательных актов. Создание та­кой общей программы позволит выявить и обосновать необходимость в уточнении (дополнении, корректировке) как уже действующих законов, так и разрабатываемых законопроектов, чтобы учесть специфику различных областей информационной деятельности при регламентации, к примеру, таких вопросов, как сертификация информационных продуктов и услуг. организация информационного обслуживания на бесприбыльной и ком­мерческой основах и др.

Похожие статьи: