Бизнес
На просторах экономики и финансов

Следующий круг задач связан с законодательным регулированием трансграничных потоков информации (в том числе в электронной форме). обеспечивающим эффективное включение России во всемирные экономи­ческие и научно-технические связи с учетом взаимных интересов к специ­фики взаимодействия:

- со странами СНГ.

- с развитыми странами и странами Восточной Европы.

- с остальным миром.

Здесь должна быть. в частности, обеспечена "открытость" россий­ских информационных систем в смысле возможности обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования соответствующих международных стандартов. В России в настоящее время не существует практически никаких ограничений правового характера на передачу от­крытой информации из России в любой форме и на любом носителе. Отра­ботаны и соответствующие механизмы таможенного оформления. Факти­чески также нет и правовых проблем доступа из России к зарубежной ин­формации.

Более того. открытый Западом со второй половины 80 свободный и фактически бесплатный доступ в Internet для советских ученых и специа­листов оказал положительное влияние на открытие для широкого пользо­вателя российских ведомственных информационных сетей и систем, со­действовал формированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией как основы национальной информационной инфраструктуры, С другой стороны, проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны Они неминуемо возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена.

Негативное влияние на развитие международного обмена информа­цией имеют постоянные попытки ужесточения таможенного законодатель­ства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже при самых высоких темпах развития международного сотрудничества в области информации, его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к ним почти также жестко, как к экспортерам сырья или импортерам продовольствия.

Важной практической правовой проблемой для нарождающихся коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего, налогового. Анализ российского рынка информационных услуг и продуктов показывает, что он все еще развит слабо. Информационная дея­тельность в России в целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рента­бельность коммерческих информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог выйти хотя бы уровень беспри­быльной работы. Тем не менее, всего за несколько лет новые российские предприниматели проделали огромный путь от примитивной перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части заработанных средств в развитие бизнеса. К сожалению, в информационной деятельности, в отличие от мно­гих других областей российской экономики, процесс образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов послед­них лет показал, что, по существу, в российской информационной инфра­структуре не оказалось элементов (ни государственных, ни общественных. ни частных), которые могли бы взять на себя задачу реформирования – перевода информационной деятельности на рыночные рельсы. Эго усили­вает изоляцию данного сектора российского рынка от соответствующего сектора мирового рынка.

Ясно, что информационная деятельность в России уже не может дольше оставаться в состоянии свободного падения и изоляции. Имея в виду, что страна такого уровня просто не может развиваться без нацио­нальной информационной инфраструктуры, уже в ближайшее время необ­ходимо начать разработку разумной программы модернизации российской информационной инфраструктуры или хотя бы элементов такой програм­мы. При этом важно будет выйти за рамки уже привычных схем развития информационной деятельности и информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то, соответствующее новым реалиям.

В зарубежных, а часто и в российских публикациях проблемы обес­печения общества и экономики информацией и информационными услуга­ми трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся лег­кость замещения услуг и продуктов собственного производства импортны­ми создает видимость естественного, рыночного решения проблемы ин­формационного обеспечения. Пусть мол отечественная информационная инфраструктура сократится в меру се неэффективности и низкой конкурен­тоспособности Тогда значительные бюджетные средства, направляемые на поддержку информационной деятельности, можно будет передать на другие, более приоритетные направления.

Есть и другая крайность, ориентирующая общество на своего рода информационную автаркию, опирающаяся на идею информационной неза­висимости страны. Действительно, замещение отечественных информаци­онных услуг импортными, или услугами, подготавливаемыми и оказывае­мыми в России филиалами западных компаний, наблюдающаяся в наибо­лее прибыльных секторах информационного рынка, нацеленных на обслу­живание предпринимателей, делает актуальным вопрос информационной безопасности страны. Государственные структуры не осознали, что их задача в информа­ционной деятельности заключается не только в поддержке старых институ­тов, но и в том, чтобы:

- отдать везде, где возможно по соображениям безопасности, реше­ние задач информационного обеспечения государственных информацион­ных потребностей частным структурам;

- поддержать становление новых частных информационных служб, работающих в направлениях точек роста сегодняшней российской эконо­мики (в основном это деловая и коммерческая информация) как за счет бюджетных средств, так и средств, получаемых по линии международных финансовых институтов и проектов.

При этом нельзя не учитывать, что в области научной и технической информации создателями баз и банков данных являются исключительно государственные структуры (ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр). Малые структуры часто пытаются использовать результаты этой деятельности, не вступая ни в какие правовые отношения с центрами-генераторами. Сегодня малым структурам просто не по силам создание и поддержка крупных баз данных типа создаваемых ВИНИТИ. Содействие же их распространению, доведению до конечных потребителей при отрегулированных на правовой основе взаимоотношениях, может и должно стать функцией малых струк­тур.

Понятно, что результаты первоначальной библиографической обра­ботки и сами первоисточники должны быть доступны всему обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде. в том чис­ле и государственным и коммерческим информационным службам, рабо­тающим на конечного потребителя. При этом не требуется децентрализа­ции подготовки рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии поддерживать. Инфраструктура и опыт существую­щих центров, таких как ВИНИТИ. ИНИОН, могут использоваться при фи­нансировании их в рамках специальных целевых программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого сотрудничества у ВИНИТИ уже есть в отношении электронных реферативных журналов.

Государство должно бы следить за тем, чтобы все программы по­мощи России по линии международного сообщества обязательно включали информационную компоненту, прежде всего, по приобретению первоис­точников информации и привлечению российских информационных орга­низаций в качестве соисполнителей этих программ. В связи с этим остано­вимся на состоянии российского законодательства в области информации. информатизации и информационной безопасности. За период 1991-1995 гг. в указанной области было издано более 500 нормативных право­вых актов. Из них 87 полностью относятся к информационной практике. остальные включают отдельные нормы по определенным проблемам. Важным шагом на пути законотворчества в информационной сфере следу­ет считать принятие и ввод в действие с 20 февраля 1995 г. Федерального Закона "Об информации, информатизации и защите информации", кото­рый стал базовым в информационном законотворчестве.

Анализ всего правового поля показывает отсутствие каких-либо стратегических принципов, системности в подготовке правовых актов, что в общем характерно для всей российской законодательной сферы. В связи с этим в мае 1995 г. утверждена Программа законодательных работ Пре­зидента Российской Федерации, в которую включены 13 наиболее приори­тетных проектов, в том числе законопроект
"О праве на информацию"

Российский комитет по информатизации (Роскоминформ) в течение нескольких лет пытается скоординировать в России деятельность по зако­нодательству в информационной среде. В 1995 г. Роскоминформ опубли­ковал проект очередного варианта "Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информаци­онной безопасности в Российской Федерации". На его основе разработан проект "Программы формирования и развития информационного законо­дательства в Российской Федерации", который в настоящее время дора­батывается. Упомянутые материалы, в первую очередь, закон "Об инфор­мации, информатизации и защите информации"
создают предпосылки для разработки последовательной информационной политики Российского государства.

Завершая анализ правовой среды, можно сделать вывод, что в Рос­сии сегодня она является благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в – данной области. Правовые проблемы, которые встречают российские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения рос­сийского законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и организациям. Сегодня становится все более очевидным. что простых решений проблем российской информационной инфраструк­туры и обеспечения страны информацией не существует.

Похожие статьи: