Следующий круг задач связан с законодательным регулированием трансграничных потоков информации (в том числе в электронной форме). обеспечивающим эффективное включение России во всемирные экономические и научно-технические связи с учетом взаимных интересов к специфики взаимодействия:
- со странами СНГ.
- с развитыми странами и странами Восточной Европы.
- с остальным миром.
Здесь должна быть. в частности, обеспечена "открытость" российских информационных систем в смысле возможности обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования соответствующих международных стандартов. В России в настоящее время не существует практически никаких ограничений правового характера на передачу открытой информации из России в любой форме и на любом носителе. Отработаны и соответствующие механизмы таможенного оформления. Фактически также нет и правовых проблем доступа из России к зарубежной информации.
Более того. открытый Западом со второй половины 80 свободный и фактически бесплатный доступ в Internet для советских ученых и специалистов оказал положительное влияние на открытие для широкого пользователя российских ведомственных информационных сетей и систем, содействовал формированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией как основы национальной информационной инфраструктуры, С другой стороны, проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны Они неминуемо возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена.
Негативное влияние на развитие международного обмена информацией имеют постоянные попытки ужесточения таможенного законодательства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже при самых высоких темпах развития международного сотрудничества в области информации, его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к ним почти также жестко, как к экспортерам сырья или импортерам продовольствия.
Важной практической правовой проблемой для нарождающихся коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего, налогового. Анализ российского рынка информационных услуг и продуктов показывает, что он все еще развит слабо. Информационная деятельность в России в целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рентабельность коммерческих информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог выйти хотя бы уровень бесприбыльной работы. Тем не менее, всего за несколько лет новые российские предприниматели проделали огромный путь от примитивной перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части заработанных средств в развитие бизнеса. К сожалению, в информационной деятельности, в отличие от многих других областей российской экономики, процесс образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов последних лет показал, что, по существу, в российской информационной инфраструктуре не оказалось элементов (ни государственных, ни общественных. ни частных), которые могли бы взять на себя задачу реформирования – перевода информационной деятельности на рыночные рельсы. Эго усиливает изоляцию данного сектора российского рынка от соответствующего сектора мирового рынка.
Ясно, что информационная деятельность в России уже не может дольше оставаться в состоянии свободного падения и изоляции. Имея в виду, что страна такого уровня просто не может развиваться без национальной информационной инфраструктуры, уже в ближайшее время необходимо начать разработку разумной программы модернизации российской информационной инфраструктуры или хотя бы элементов такой программы. При этом важно будет выйти за рамки уже привычных схем развития информационной деятельности и информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то, соответствующее новым реалиям.
В зарубежных, а часто и в российских публикациях проблемы обеспечения общества и экономики информацией и информационными услугами трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся легкость замещения услуг и продуктов собственного производства импортными создает видимость естественного, рыночного решения проблемы информационного обеспечения. Пусть мол отечественная информационная инфраструктура сократится в меру се неэффективности и низкой конкурентоспособности Тогда значительные бюджетные средства, направляемые на поддержку информационной деятельности, можно будет передать на другие, более приоритетные направления.
Есть и другая крайность, ориентирующая общество на своего рода информационную автаркию, опирающаяся на идею информационной независимости страны. Действительно, замещение отечественных информационных услуг импортными, или услугами, подготавливаемыми и оказываемыми в России филиалами западных компаний, наблюдающаяся в наиболее прибыльных секторах информационного рынка, нацеленных на обслуживание предпринимателей, делает актуальным вопрос информационной безопасности страны. Государственные структуры не осознали, что их задача в информационной деятельности заключается не только в поддержке старых институтов, но и в том, чтобы:
- отдать везде, где возможно по соображениям безопасности, решение задач информационного обеспечения государственных информационных потребностей частным структурам;
- поддержать становление новых частных информационных служб, работающих в направлениях точек роста сегодняшней российской экономики (в основном это деловая и коммерческая информация) как за счет бюджетных средств, так и средств, получаемых по линии международных финансовых институтов и проектов.
При этом нельзя не учитывать, что в области научной и технической информации создателями баз и банков данных являются исключительно государственные структуры (ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр). Малые структуры часто пытаются использовать результаты этой деятельности, не вступая ни в какие правовые отношения с центрами-генераторами. Сегодня малым структурам просто не по силам создание и поддержка крупных баз данных типа создаваемых ВИНИТИ. Содействие же их распространению, доведению до конечных потребителей при отрегулированных на правовой основе взаимоотношениях, может и должно стать функцией малых структур.
Понятно, что результаты первоначальной библиографической обработки и сами первоисточники должны быть доступны всему обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде. в том числе и государственным и коммерческим информационным службам, работающим на конечного потребителя. При этом не требуется децентрализации подготовки рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии поддерживать. Инфраструктура и опыт существующих центров, таких как ВИНИТИ. ИНИОН, могут использоваться при финансировании их в рамках специальных целевых программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого сотрудничества у ВИНИТИ уже есть в отношении электронных реферативных журналов.
Государство должно бы следить за тем, чтобы все программы помощи России по линии международного сообщества обязательно включали информационную компоненту, прежде всего, по приобретению первоисточников информации и привлечению российских информационных организаций в качестве соисполнителей этих программ. В связи с этим остановимся на состоянии российского законодательства в области информации. информатизации и информационной безопасности. За период 1991-1995 гг. в указанной области было издано более 500 нормативных правовых актов. Из них 87 полностью относятся к информационной практике. остальные включают отдельные нормы по определенным проблемам. Важным шагом на пути законотворчества в информационной сфере следует считать принятие и ввод в действие с 20 февраля 1995 г. Федерального Закона "Об информации, информатизации и защите информации", который стал базовым в информационном законотворчестве.
Анализ всего правового поля показывает отсутствие каких-либо стратегических принципов, системности в подготовке правовых актов, что в общем характерно для всей российской законодательной сферы. В связи с этим в мае 1995 г. утверждена Программа законодательных работ Президента Российской Федерации, в которую включены 13 наиболее приоритетных проектов, в том числе законопроект
"О праве на информацию"
Российский комитет по информатизации (Роскоминформ) в течение нескольких лет пытается скоординировать в России деятельность по законодательству в информационной среде. В 1995 г. Роскоминформ опубликовал проект очередного варианта "Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности в Российской Федерации". На его основе разработан проект "Программы формирования и развития информационного законодательства в Российской Федерации", который в настоящее время дорабатывается. Упомянутые материалы, в первую очередь, закон "Об информации, информатизации и защите информации"
создают предпосылки для разработки последовательной информационной политики Российского государства.
Завершая анализ правовой среды, можно сделать вывод, что в России сегодня она является благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в – данной области. Правовые проблемы, которые встречают российские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения российского законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и организациям. Сегодня становится все более очевидным. что простых решений проблем российской информационной инфраструктуры и обеспечения страны информацией не существует.