Рубрика ‘Финансы и право’
Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.
Исследование финансовых правонарушений не может быть полным, если не рассмотреть вопрос об ответственности за данные правонарушения, т.е. вопрос финансовой ответственности. Правовые нормы, регулирующие финансовую ответственность разбросаны по нескольким правовым актам:
Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”;
Закон РФ “О применении контрольно-кассовых машин при расчётах с населением”;
Указ Президента РФ “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”;
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП);
Уголовный кодекс РФ.
Ответственность за нарушение финансового законодательства представляется как определённая совокупность различных видов юридической ответственности . Сама юридическая ответственность, как известно включает в себя несколько основных видов ответственности:
Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ. В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Например, представить первичные документы, журналы-ордера и др. за период 1998-2000 гг. Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения требования. Налогоплательщик вправе не предъявлять документы, не указанные в требовании.
В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок” (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).
Выемка документов и предметов осуществляется на основании статьи 94 НК РФ.
Выемка документов производится на основании мотивированного письменного постановления должностного лица налогового органа, проводящего проверку, которое должно быть предъявлено до начала выемки. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
При наличии у проверяющих лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится выемка подлинников этих документов. При этом при изъятии у налогоплательщика остаются заверенные должностным лицом налогового органа копии.
Как известно, изначально налоговый кодекс не позволял налоговой полиции самостоятельно проводить проверки. Полицейские могли только участвовать в проверках, которые проводят налоговые органы, да и то лишь по специальному запросу налоговых органов.
Однако 2 января 2000 года в статью 36 НК РФ были внесены изменения, касающиеся, в частности, и налоговой полиции. С этого момента полицейские получили право проверять налогоплательщиков, если есть достаточные основания подозревать, что на предприятии совершено налоговое правонарушение. В данном случае имеется в виду преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ “Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации”. Считается, что такое преступление совершено, если, например, в бухгалтерские документы включены искаженные данные о доходах или расходах.