В западной литературе термин «джоинт-венчур» (joint-venture) возник в Великобритании для определения объединений «Мерчант Венчерс» или «Джентлмен Адвенчерс», занимавшихся заморской торговлей в XVI и XVII веках. Совместная закупка товаров, их перепродажа с учетом риска и потерь представляли собой объединения типа «эдвенчерс» (adventures) . Именно из подобных форм договоренностей впоследствии появились «джоинт сток компаниз» (joint stock companies) , ставшие предпосылкой к возникновению юридических лиц с ограниченной ответственностью и «инкорпорэйтед джоинт сток кампаниз» (incorporated joint stock companies) .
Что касается определения понятия «совместное предприятие», то и в экономической, и в юридической литературе отсутствует терминологическое единство: можно встретить использование определений «смешанное общество», «смешанная компания», «смешанная фирма», «совместное предпринимательство», а также «предприятие совместного владения». Для совместных предприятий, используемых в отношениях «Запад-Запад» и «Север-Юг», наиболее употребительны термины «совместная компания» или «смешанная компания», а также, в последние годы, – «совместное предприятия» или «джоинт венчур». Это связано с правовыми аспектами вопроса.
Впервые вопрос о концессиях был поставлен на I съезде Совнархоза РСФСР 26 мая 1918 г. Были выдвинуты общие условия предоставления концессий, из которых следовало, что соглашения о концессиях заключаются только на определенный срок и для создания новых предприятий с учетом общего плана развития производительных сил России; концессии подчинялись нормам социального, промышленного и торгового законодательства советской России; концессионеры обязаны были уступать определенную часть продукции правительству РСФСР по рыночной цене. Концессиям не отводилась роль главного и единственного способа улучшения положения в промышленности.
В Декрете Совета Народных Комиссаров об общих экономических и юридических условиях концессий от 23 ноября 1920 г. говорится: «Процесс восстановления производительных сил в России, и вместе с тем и всего мирового хозяйства, может быть ускорен во много раз путем привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций других государств к делу добывания и переработки естественных богатств России». Концессии должны были предоставляться в целях развития производительных сил советского государства и координироваться с планами развития народного хозяйства. Именно в этих целях привлекался иностранный капитал, инвестируемый в концессионные предприятия.
Совместные предприятия различаются в зависимости от того где, с кем, с какой долей участия партнеров и с какой целью они создаются. С учетом этого можно выделить 4 основных признака для характеристики совместных предприятий, а также их классификации:
1. Местонахождение совместного предприятия. При организации совместного предприятия хотя бы один из партнеров является представителем иностранного государства. Ряд российских и зарубежных экономистов относят к совместным предприятиям такие, в которых участвует лишь национальный капитал, представленный как частными, так и государственными вкладами. Это, на наш взгляд, не совсем правильная точка зрения, так как такого рода предприятия необходимо отнести к предприятиям смешанной экономики.
2. По признаку принадлежности участников к различным странам совместные предприятия можно подразделять на 4 типа: a) . Промышленно развитые страны – промышленно развитые страны или отношения «Запад Запад»; б) . Промышленно развитые и развивающиеся страны – отношения «Север – Юг) ; в) . Бывшие страны социалистического лагеря и промышленно развитые капиталистические страны – отношения «Восток – Запад»; г) . Бывшие страны социалистического лагеря и развивающиеся страны.
2. Структура партнеров. Могут быть рассмотрены 3 основных типа совместных предприятий: а) . С участием лишь частного капитала (преимущественно в развитых капиталистических странах) ; б) . С участием частных фирм и государственных предприятий и организаций. Этот вариант распространен при создании СП в развивающихся и бывших социалистических странах. Созданы также предприятия с местонахождением в западных странах с целью сбыта и послепродажного обслуживания экспортной продукции партнера из бывшей соцстраны; в) . С участием национальных и международных организаций.
3. Доля участия партнеров в капитале совместного предприятия. Здесь также рассматриваются 3 варианта, имеющие свои преимущества и недостатки: а) . Участие на паритетных началах. Эта форма распространена в промышленно развитых странах, когда СП создается почти исключительно из предпринимательских мотивов при участии равных по значению партнеров. Равная доля участия в капитале СП рассматривается как доказательство равноправного сотрудничества и взаимного признания партнеров и тем самым представляется идеальным решением организации СП. Однако такое сотрудничество имеет и негативную сторону в том случае, когда одному из партнеров необходимо взять на себя ответственность за решение какого-либо вопроса (отсутствие «лидера» в конфликтных ситуациях) .
Создание СП на паритетных началах может также являться следствием правового регулирования, по которому участие зарубежного партнера не должно превышать долю местного партнера. В связи с этим можно отметить, что местные правительства все больше и больше стремятся к национализации экономики, поэтому существует тенденция к установлению большей доли капитала местного партнера.
Нарушается равное деление капитала между партнерами, если для развития СП необходимы дополнительные капиталовложения, а один из партнеров (обычно местный) не в состоянии увеличить долю своих капиталовложений в целях сохранения паритета. Такая ситуация может привести и к конфликту, если большее участие иностранного капитала запрещено в законодательном порядке; б) . Большее участие иностранного капитала. Эта форма имеет место, когда иностранный партнер стремится обеспечить максимальный контроль за деятельностью СП. Большее участие иностранного капитала необходимо также в том случае, когда местный партнер не располагает финансовыми средствами, чтобы увеличить свою долю в предприятии.
Для таких СП отрицательным моментом является то, что местные власти рассматривают подобное СП не как национальное, а как иностранное предприятие, и могут отказать ему в предоставлении определенных льгот. Иногда для устранения этого недостатка иностранные предприниматели пытаются переложить на плечи местного партнера текущее управление СП, свою собственную деятельность ограничивая контролем. В этом случае в оперативные отношения с государственными органами вступает только местный партнер; в) . Меньшая доля участия иностранного партнера. Такого рода участие в СП, по мнению некоторых бизнесменов, является неблагоприятной формой, учитывая стремление западных фирм к контролю над деятельностью СП. При этом иностранные инвесторы устанавливают строгую взаимосвязь между долей капитала и правом контроля, правда, без учета специальных оговорок в соглашении. Так, например, К. Зайберт в книге «Совместные предприятия как стратегический инструмент в международном маркетинге», пишет, что «право на управление может быть установлено договором о порядке деятельности совместных предприятий вне зависимости от доли капитала, или даже путем заключения соглашения в области «ноу-хау», или лицензионного соглашения». Дополнительные соглашения такого рода легче заключить в том случае, если местный партнер нуждается в технологии и «ноу-хау» иностранного участника.
Зарубежные инвесторы были вынуждены подчас смиряться с меньшей долей своего участия в капитале СП, особенно в странах, где предпринимаются значительные меры по национализации экономики. В противном случае они могли понести убытки вследствие дискриминации, официальных регламентаций, которые ограничивают деятельность СП.