Наличных денег в стране по состоянию на 01.01.97 г. находилось в обращении почти на 110 трлн руб. Это почти 53 млрд купюр. Вес этой денежной массы около полумиллиона тонн (и это без учета монет) . Затраты только на изготовление этой денежной массы Банк России в своем отчете не приводит, но в нынешних ценах их можно оценить суммой в несколько десятков триллионов руб. Причем эти затраты произведены в течение нескольких последних лет. Общие затраты банков на наличное денежное обращение, включая и затраты на организацию банковской охраны, так как она связана по преимуществу именно с наличным денежным обращением, составляют, по оценкам, не менее 100 трлн руб. за год.
А все затраты народного хозяйства, связанные с наличным денежным обращением, составляют, видимо, от нескольких процентов до 10% всего валового продукта. Таким образом, наличное обращение есть необычайно дорогостоящая вещь и ложится огромным бременем на всю экономику.
Во всем мире идет интенсивный процесс сокращения наличного денежного обращения. По опубликованным данным, в некоторых странах Запада (например, в Австралии) наличное обращение составляет уже доли процента от общего денежного Оборота.
В России из общего денежного предложения в 126,3 трлн руб. 86% приходится на наличные деньги. С учетом внутрибанковских расчетов и клиринга эта величина, бесспорно, будет меньше, но не очень намного.
Необходимо также учесть громадное количество наличной валюты, в основном долларов, находящейся в России. Если учесть, что сальдо по операциям населения с наличной валютой составило плюс 14,8 млрд долл. в 1995 г., 32,3 млрд долл. в 1996 г., то можно представить, какие громадные объемы наличной иностранной валюты обращаются в России. Можно предположить, что количество долларов в России сопоставимо с количеством долларов в стране-эмитенте — США. И хотя наличная валюта в России запрещена для использования в качестве средства платежа, реально она. конечно, очень широко в этом качестве используется. По уровню наличного денежного обращения Россия откатилась назад буквально на целую историческую эпоху. И хотя Банк России и заявляет: «Одним из стратегических направлений развития платежной системы России является сокращение наличных денег в обращении», — факты свидетельствуют об обратном. В отчете не указано ни одного реального мероприятия, которое было бы осуществлено с этой целью. Наоборот, за 1996 г. наличная рублевая масса была увеличена на 25 трлн руб.
Если учесть, что практически все наиболее социально опасные преступления, связанные с наркобизнесом, коррупцией, торговлей оружием, заказными убийствами, похищением людей и многим другим, осуществляются с использованием наличности, то именно обилие наличности и легкость доступа к ней и создают криминогенность общей ситуации в России. Наконец, нал служит главным средством уклонения от налогов. Вот почему так низка собираемость налогов в России. Вину за разгул преступности и бюджетный кризис в России по праву необходимо возложить на Банк России за его политику насыщения страны налом в отсутствии эффективных систем ограничения наличного обращения.
К созданию систем безналичного электронного денежного обращения Банк России проявляет полное равнодушие. Важнейшему элементу современной денежной системы в отчете посвящено буквально несколько строк: «Банк России изучал (! — прим. в. ж.) характер рынка платежных карт, действующие на нем системы, порядок эмиссии банками платежных карт и их функции, степень и характер рисков, возникающих при расчетах с применением платежных карт».
Изучать можно еще много-много лет, но если нет ни стимулов, ни интереса к созданию современной денежной системы, то это простые отговорки. Более того, в российской банковской литературе (»Банковское дело», «Банкир» и др.) в последнее время были предложены более адекватные российским условиям системы электронно-денежного обращения, к которым Банк России не проявил ни малейшего интереса.
Все более активную роль в России начинают играть западные платежные системы (»ВИЗА» и другие) , которые становятся важнейшими каналами неконтролируемого перемещения денег через таможенную границу России. По этому вопросу в отчете вообще ничего не говорится. А это чрезвычайно опасные тенденции. Банк России и государство начинают терять контроль за движением денег за счет внедрения в России и беспрепятственного использования как нерезидентами, так и резидентами западных платежных систем. С помощью пластиковых карт можно легально ввозить в Россию и вывозить из нее любые суммы денег. Вот почему всем платежным балансам сейчас грош цена. Ведь важнейший канал движения денег не находится вообще под контролем государства.
Необходимо в кратчайшие сроки начать создание собственной российской электронной платежной системы, связанной с мировыми платежными системами через контролируемый канал Банка России, и все западные платежные системы внутри России должны использовать исключительно этот канал. Наконец, в настоящее время на Западе интенсивно разрабатываются системы электронных наличных денег, которые лоббируются чуть ли не к первоочередному их запуску на территории России. Но об этом Банк России хранит полное молчание, хотя запуск такой системы мог бы стать полной катастрофой для денежной и банковской системы России и привести к тому. что Россия станет главным центром легализации мировых криминальных капиталов.
Можно прямо утверждать, что именно Банк России своими действиями и бездействием несет значительную долю ответственности за тяжелое криминальное положение в стране и за бюджетный кризис в ней.
Необходимо срочно разработать мероприятия по резкому, в десятки раз, уменьшению объема наличного денежного обращения в стране.
Наиболее эффективным средством явилось бы снятие с наличных средств статуса государственных денег с приданием им статуса неименных ценных бумаг (векселей, билетов, обязательств, депозитных чеков и т.д.) Казначейства России с ограничением использования этих денежных инструментов исключительно в сфере мелкой или даже средней розничной торговли с одновременным приданием статуса государственных денег Российской Федерации исключительно денежным средствам, находящимся на счетах в банках, Это позволило бы резко — в десятки раз — уменьшить объем наличных денег в стране, декри-минализировать всю экономическую и общественную жизнь, осуществить денаркотизацию страны и резко повысить собираемость налогов.